Пятница, 06.12.2019, 09:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Одни живут - чтобы играть.
Мы играем - чтобы понять, как выживали другие.


Главная | Форум | Регистрация | Вход
 
[ Новые сообщения · Личный состав · Боевой устав · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Zero  
Форум » Исторический клуб » Под покровом истории » Война в Арктике (Операции «Вундерланд» и «Прыжок кошки»)
Война в Арктике
NashorNДата: Среда, 19.01.2011, 11:45 | Сообщение # 1

Лейтенант



Помощник начальника штаба
Сообщений: 1200

Репутация: 46
Замечания: 0%
В строю с 11.03.2010
Статус: Offline
Как то давно бродя по просторам интеренета нашел замечательную статейку, которая относилась не только к родному краю, но и интересующему меня делу. Был удивлен, что и здесь немцы строили свои планы.

ВОЙНА В АРКТИКЕ.

Навсегда в нашей памяти останутся и Брестская крепость, и Сталинградская битва, и Курская дуга… За каждый клочок российской земли наши деды отдавали свои жизни, не думая о почестях и наградах. Но в календаре войны особо отмечена дата 29 июня 1941 года — начало обороны Заполярья.

Немецкие войска пытались пройти и по нашей северной земле, в начале войны считавшейся глубоким тылом. Сухопутные войска гитлеровцев рвались к Мурманску, а морской флот противника проводил операции по ликвидации судоходства на Северном морском пути.

Одну из первых крупных операций в морском секторе Арктики немцы назвали «Вундерланд», что в переводе с немецкого означает чудесная страна, ледяная и недоступная. Следующую, которая должна была разворачиваться непосредственно на Ямале — «Прыжок кошки». Всего лишь две истории из той неизвестной войны, коснувшейся Ямало-Ненецкого автономного округа.

«Операция «Вундерланд»

Планируя вторжение на территорию СССР, фашистское командование не могло не учитывать обстановку в Заполярье. Согласно плану «Барбаросса», горный корпус «Норвегия» должен был обеспечить оборону области Петсамо и её рудных шахт. В дальнейшем перед корпусом была поставлена задача овладеть городом Полярный — главной базой Северного флота, блокировать Кольский залив, а затем во взаимодействии с 36-м армейским корпусом захватить Мурманск. Война в воздухе началась гораздо раньше, чем на земле. С 17 по 22 июня 1941 года советские наблюдательные посты зафиксировали девять разведывательных полётов немецкой авиации в сторону Полярного. 19 июня состоялся первый на Севере воздушный бой. Самого большого успеха немецкая авиация добилась 29 июня во время неожиданного массированного налёта на окрестности Мурманска. В этот день на аэродроме Ваенга было сожжено шесть и повреждено 18 советских самолётов. Редкий день лета 1941 года проходил без боёв в районе заполярных воздушных баз. Однако существенного урона бомбардировки не причинили. Численное превосходство советских ВВС и недостаток бомбардировщиков у немецкой стороны не позволили немцам уничтожить советскую авиацию на земле и завоевать прочное господство в небе Заполярья. Победа в небе успокоила наше командование. Северным флотом уже к середине 1941 года было прекращено укрепление арктических рубежей — надеялись, что германский флот не сунется во льды Арктики. Например, тот же Диксон был недостаточно оснащён артиллерией и серьёзным морским прикрытием. Как вспоминал контр-адмирал Константин Иванович Степин, участник событий на Диксоне, на острове царило благодушие, потому что из Белого моря на восток без проблем прошли три каравана судов, была уверенность, что немцы дальше Новой Земли не сунутся. Ещё посмеивались, дескать, для фашистов страшнее «Генерала тумана», да «Адмирала льда» ничего нет. Доходило до того, что на Диксоне не получали никакой информации о проходящих мимо судах. Было даже решено переправить 3 артбатареи на Новую Землю (чудом не успели). Но беспечность чуть не закончилась трагедией.


Тяжелый крейсер "Адмирал Шеер"

6 августа 1942 года из Северной Норвегии, с военно-морской базы, расположенной в Скоменфьорде, вышел крейсер «Адмирал Шеер» (командовал крейсером капитан первого ранга Вильгельм Меедсен-Болькен). Морская операция получила кодовое название «Вундерланд». Задачи операции были следующие:
Уничтожить транспорты и караваны союзников, встреченные на пути к Таймыру;
Высадить десант на Диксон в количестве 180 автоматчиков, захватить остров, базу, гидрометцентр и радиостанцию, добыть климатические карты и карты коммуникаций и фарватеров;
Уничтожить обнаруженный рыболовецкий флот и «закупорить» Карские ворота;

«Шеер» сопровождали 5 подлодок и эсминцы, которые рыскали в поисках транспортов и караванов. Однако плотный туман не принес желаемых результатов — противника не удавалось обнаружить. Уже 17 августа подлодки фашистов блокировали все подступы к Карскому морю с запада. 19 августа с немецкой подводной лодки пришло сообщение, что туман рассеялся, но русских транспортов нет. 25 августа с «Шеера» заметили пароход — это был «Сибиряков», которой вёз полярную экспедицию на Диксон. Командир немецкого крейсера, намереваясь получить информацию о ледовой обстановке, так как к этому времени крейсер остался без «глаз» — из-за тумана разбился гидросамолёт «Ардо», приказал судну остановиться и сдаться. А в это время с «Сибирякова» на Диксон неслась «морзянка», предупреждая об опасности присутствия крупных немецких военно-морских сил на трассе Северного морского пути… Приказу немцев советский корабль не подчинился, и начался неравный для «Сибирякова» бой. Мощный огонь врага сделал своё дело: «Сибиряков» пылал, но отстреливался. В скором времени механик парохода придя к выводу, что капитан убит, открыл кингстоны … Немцы выловили из холодной воды часть «сибиряковцев», из 128 мужчин и трёх женщин извлекли лишь 28 человек. Те, кто не принимал помощь немцев, были расстреляны в воде. Раздосадованный такой неудачей — не удалось достать ни информации, ни карт, командир «Шеера» решил атаковать Диксон вслепую.


Схема боя.

А на Диксоне срочно готовились к бою — восстанавливали демонтированные артиллерийские установки, жителей поселка эвакуировали в сопки. Не было тогда на Диксоне крупных военных соединений, только горстка матросов, портовые рабочие и артиллеристы. Командир «Шеера» прежде всего надеялся на внезапность. Правда, встреча с советским пароходом вывела фашистов из равновесия — ведь они уже обнаружены. Поэтому действовать приходилось в спешке. А у защитников Диксона не было даже тяжёлых снарядов, в основном осколочно-фугасные. Обойдя Диксон с запада, немецкий крейсер обстрелял порт, радиостанцию, поджёг угольный склад на острове Конус. Но здесь его накрыла береговая артиллерия с Диксона, на палубе начался пожар и крейсер вынужден был отправиться восвояси. На острове сначала даже не поверили, что немцы так быстро отказались от своей затеи высадить десант. В результате, надводные корабли фашистов у Диксона больше не появлялись.


Расположение Диксона на севере Красноярского края



Диксон сегодня, зима/лето.

Операция «Вундерланд-2» 1943 года также закончилась провалом. В 1943 году в Заполярье уже были сконцентрированы крупные военные силы советских войск, ряд удачных операций провел Северный флот. Всё это вынудило гитлеровцев отказаться от массированных ударов с воздуха и моря по нашим военно-морским базам, аэродромам и другим важным объектам Арктики. Однако немецкие подводные лодки всё ещё создавали угрозу судоходству, как в районе Кольского полуострова, так и в Карском море.

«Операция «Прыжок кошки»

Идея блокады Северного морского пути не давала покоя верхушке вермахта. Провал операции «Вундерланд» подстегнул фашистов сменить тактику и начать массированные атаки под водой. Началась операция под кодовым названием «Прыжок кошки» — блокада подводными лодками западного участка Севморпути.


Расположение поселка Новый Порт на карте ЯНАО

Раскрыв планы врага, советские разведчики провели контроперацию. Была спланирована и проведена чётко организованная акция дезинформации противника, в результате которой была сорвана попытка гитлеровцев создать немецкую базу в районе Обской губы, которая обеспечила бы выход противника на жизненно важную трассу арктических конвоев. Было ясно, что допустить врага на территорию Ямала нельзя -здесь вообще не было войск, а морская блокада Севморпути лишала воюющую страну стратегической транспортной артерии. Чтобы избежать этого, в район посёлков Новый Порт и Мыс Каменный в срочном порядке стали завозить строительную технику, и, конечно, дешёвую рабочую силу — заключённых. В рекордно короткие сроки были возведены уникальные по своей конструкции деревянные пирсы для якобы базирования советских подводных лодок, чтобы обеспечить достоверность дезинформации. И испугавшись этого — у русских в районе Обской губы сконцентрирован целый флот — а у гитлеровцев силы были уже не те, немцы операцию «Прыжок кошки» свернули, можно сказать, не начав. Когда угроза миновала, строительство свернули. Но точка в этой истории не была поставлена окончательно. В 1958 году во французском журнале «Аврора», а также в ещё нескольких военных американских и швейцарских журналах, появляется информация, что на Ямале в районе посёлков Новый Порт и Мыс Каменный существуют секретные военные базы, где вместе с военными кораблями базируются и подводные лодки. Основания для таких сообщений были. На заброшенные стройки Нового Порта и Мыса Каменного вновь завозят строительное оборудование. В 1947-1949 г.г. разворачивается масштабное секретное строительство целого комплекса портовых сооружений для дислокации флота. Работы велись заключёнными Обского исправительно-трудового лагеря, в основном немецкими военнопленными. Предполагалось построить железную дорогу от Салехарда до Нового Порта и Мыса Каменного. Сама база флота должна была находиться в Мысе Каменном, а в Новом Порту строили различные вспомогательные объекты. Строительство было почти закончено, но в 1949 г. срочно свёрнуто. Вскоре шторм уничтожил пирс в Мысе Каменном. А уникальный пирс в Новом Порту (он на десятки метров, словно подвесной мост, проходил над водой), построенный по проекту военнопленного Густава Бекмана, позже вошёл в комплекс Новопортовского рыбозавода. В 1944 г. ученые экономического отделения Арктического науч-но-исследовательского института составили доклад "Перспективы деятельности Главсевморпути в 1944 году". В нем особо подчеркивалась необходимость скорейшего создания в одном из районов полярного побережья Сибири крупной промежуточной базы морских коммуникаций (порта), опирающейся на сеть действующих железнодорожных сообщений. Другим немаловажным мотивом начала интересующего нас строительства были пиратские рейды фашистского линкора "Адмирал Шеер" и подводного флота фашистской Германии в Карском море и в районе Обской губы в 1942-1943 гг., показавшие незащищенность арктического побережья Сибири.
Новый порт, который имел бы стратегическое значение, предполагалось использовать и для размещения основных сил Северного военно-морского флота. Активным сторонником такого строительства был известный полярник И.Д.Папанин и его соратник П.П. Ширшов, ставший к тому времени консультантом В.М.Молотова по вопросам освоения Севера. 4 февраля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление № 228-104-сс "О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта. Изыскательские работы по железной дороге предписано было начать не-медленно и проводить за счет МВД а порта - за счет Главсевморпути (ГСМП). Окончить их было намечено к 1 августа 1947 года. Уже 17 февраля 1947 г. была организована Северная проектно-изыскательская экспедиция, а первая группа изыскателей вылетела специальным авиарейсом в район Мыса Каменного уже через трое суток после принятия решения о производстве проектно-изыскательских работ. В таком же срочном порядке формировались и отправлялись туда отряды изыскателей и проектировщиков. В марте, создав опорные базы в Воркутe, Салехарде и Новом Порту, приступили к полевым работам, которые предстояло провести в наименее исследованных районах Советского Сою-за. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331 - сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печерской магистрали к порту. Для производства работ 28 апреля 1947 г. приказом министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова было создано Северное управление, Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство №501, которому подчинялось также Управление ИГЛ и строительство №502, ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее строительством порта. В партийном отношении стройку курировал Ко-ми обком ВКП/б/.
В мае-июне 1947 г. СУЛЖДС приступило к работе. К 5 декабря 1947 г. было открыто рабочее движение поездов на участке "Чум - Собь", протяженностью 118 км. К концу 1947 г. выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, ко-торые не обеспечат все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 г., из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысу возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники. За 1947-1949 г. г. в районе будущего порта были построены 3 лагеря в поселках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс Каменный. Заключенные соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе ст. Песчаный мыс на 426 км (пос. Яр-Сале). Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году "502-я" стройка прервала возведение секретного объекта

Источники:
www.wikipedia.org
www.dikson.narod.ru
75.yanao.ru
wikimapia.org

P.S. Дополнение к статье чуть ниже в этой ветке.

Сообщение отредактировал NashorN - Среда, 19.01.2011, 14:32
 
ZeroДата: Среда, 19.01.2011, 11:55 | Сообщение # 2

Sottotenente



Помощник начальника штаба
Сообщений: 547

Репутация: 33
Замечания: 0%
В строю с 30.06.2010
Статус: Offline
Прочитал с интересом. Еще одна неизвестная часть войны.
Пожелания к оформлению: отцентруй изображения и заголовки. Ну и ссылки использованного материала в конце приложи.


 
NashorNДата: Среда, 19.01.2011, 12:01 | Сообщение # 3

Лейтенант



Помощник начальника штаба
Сообщений: 1200

Репутация: 46
Замечания: 0%
В строю с 11.03.2010
Статус: Offline
Quote (Zero)
Отличная статья!

Спасибо!
Quote (Zero)
Пожелания к оформлению: отцентруй изображения и заголовки. Ну и ссылки использованного материала в конце приложи.

центрую, но при сохранении все возвращается к прежним местам sad Ссылки сейчас выложу


Сообщение отредактировал NashorN - Среда, 19.01.2011, 12:12
 
ZeroДата: Среда, 19.01.2011, 12:03 | Сообщение # 4

Sottotenente



Помощник начальника штаба
Сообщений: 547

Репутация: 33
Замечания: 0%
В строю с 30.06.2010
Статус: Offline
Quote (NashorN)
центрую, но при сохранении все возвращается к прежним местам

Чего так?


 
NashorNДата: Среда, 19.01.2011, 14:30 | Сообщение # 5

Лейтенант



Помощник начальника штаба
Сообщений: 1200

Репутация: 46
Замечания: 0%
В строю с 11.03.2010
Статус: Offline
ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ

Мировая война в Арктике

Две мировые войны уходящего века принесли неисчислимые беды человечеству, которые ощущаются и поныне. Основные сражения, судьбы побед и поражений в них решались на сухопутных фронтах. Но эти же войны ярко высветили и неординарную роль военно-морских флотов, взаимосвязь между войной на суше и на море. Одной из причин неудач Германии стало морское могущество ее противников. Совершенно определенные уроки из Второй мировой извлекли США, делающие основную ставку в современной войне на мощь своих военно-морских сил.

В послевоенные годы появилось немало научных трудов и художественных книг как иностранных, так и наших авторов, в которых осмысливаются морские события. Потом интерес к ним стал несколько ослабевать, и новым поколениям людей они кажутся просто интересной историей. А между тем опыт прошлого весьма поучителен и для настоящего. В свое время немцы, потерпев поражение в Первой мировой, проанализировав весь ее ход, поняли, что одной из причин поражения явилась недостаточная активность их военно-морских сил. Уже тогда они вполне оценили значение северных морских перевозок и значительно усилили внимание к изучению Арктики, непосредственно Северного морского пути.

В настоящее время интерес к этой транспортной артерии со стороны многих стран, в первую очередь США, возрастает многократно. США прилагают массу усилий, чтобы придать ему "международный статус", хотя исторически неоспоримо, что этот путь является чисто внутренним российским, пролегающим через внутренние моря России.

Кроме транспортных возможностей, Арктика привлекает многих и своими богатствами. На ее континентальном шельфе сосредоточены впечатляющие запасы нефти, газа, других полезных ископаемых. Но это уже отдельная тема.

Россия же на этом фоне выглядит далеко не лучшим образом. Государственный интерес к Арктике, ее дальнейшему освоению, к великому сожалению, резко упал, хотя, казалось бы, все должно быть, особенно сейчас, наоборот. Интересы страны в Арктике должен защищать сильный флот. Он и был самым мощным флотом страны, но... тут можно сослаться только на одну народную мудрость: "непредусмотрительный платит потом, но гораздо дороже!"

СЕКРЕТНАЯ ПРОВОДКА

Более 60 лет назад нашим Северным морским путем прошел немецкий рейдер "Коmеt", замаскированный под гражданское судно. Его провели с запада на восток три советских ледокола. Об этой отнюдь не рядовой акции мало кто наслышан у нас в России. Зато оно очень активно муссировалось в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии в 50-е гг. с акцентом на "коварство русских". Но кто подтолкнул, вынудил к подобной акции, обычно умалчивается. Проводка стала возможной в результате сложной дипломатической игры и временного совпадения интересов руководства СССР и Третьего рейха. Как сравнительно недавно стало известно, первоначальное распоряжение включить в план транспортной операции 1940 г. секретную проводку германского корабля было дано начальнику Главного управления Севморпути Ивану Папанину лично Иосифом Сталиным, взявшим тем самым на себя всю ответственность.

С данной операцией командование ВМС Германии, обозначившее ее "Фалль Грюн" ("Нелепый случай"), связывало большие надежды, а именно намеревалось перевести на запад 35 немецких судов, застрявших в начале Второй мировой войны в портах Юго-Восточной Азии. Их можно было спасти от уничтожения или захвата военными кораблями стран антигитлеровской коалиции только путем перевода через советские арктические моря в европейские воды. Но планы так и не были осуществлены - в следующую навигацию Союз и Германия уже вели кровопролитную бойню между собой, в том числе и в Арктике.

Взоры на советскую Арктику Германия обратила еще до прихода Гитлера к власти. Уже летом 1931 г. в советскую Арктику отправилась воздушная экспедиция на лучшем тогда в мире германском дирижабле LZ-127 "Граф Цеппелин". Ее возглавил немецкий ученый доктор Гуго Эккенер. Официально полет преследовал сугубо научные цели. В течение всего перелета над Арктикой (маршрут: Берлин-Ленинград-Архангельск-Баренцево море-Земля Франца-Иосифа-Северная Земля-Таймыр-Новая 3емля-Архангельск-Ленинград-Берлин) лучшие немецкие специалисты с помощью самой современной аппаратуры фирмы "Карл Цейс" производили аэрофотосъемку.

Копий аэрофотосъемок Советский Союз так и не получил под предлогом засветки всех фотопленок во время полета. Но уже во время Великой Отечественной войны выяснилось, что германская разведка располагала результатами именно тех аэрофотосъемок в виде карт обширных пространств арктических морей. Вот такое "российское коварство", а может, простодушие нашего характера.

С приходом к власти в Германии нацистов интерес командования Кригсмарине к советским арктическим морям резко возрос. Исследования северных морей лучшими немецкими специалистами-гидрографами, гляциологами и физиками, изучавшими распространение радиоволн в высоких широтах, выполнялись в ходе "научных" плаваний под предлогом "охраны рыболовства". Не хочется проводить аналогий с сегодняшними "исследованиями Арктики подводными лодками иностранных государств под различными научными предлогами", но, как провидчески звучат слова теоретика Кригсмарине капитана 1 ранга Питера Эберта, сказанные им еще в 1936 г.: "...Постепенное втягивание Евразийской полярной зоны в сферу хозяйственной деятельности ставит перед военной стратегией новые задачи, для решения которых до сих пор еще нет достаточного военного опыта". Вполне актуальная и сегодня мысль.

ОПЕРАЦИЯ "ВУНДЕРЛАНД"

Все наработки по "научному" исследованию приполярных морей были использованы в ходе боевых действий. Но, несмотря на тщательную подготовку, захват Норвегии и перебазирование туда значительных морских сил во главе с линкором "Тирпиц", активные действия подводных acoв, немецко-фашистские силы на Северном театре так и не достигли поставленных целей, если не считать разгрома германскими подлодками союзнического конвоя PQ-17. И помешали им развернуться в полную силу прежде всего систематические боевые действия советского Северного флота. Из отдельных боевых эпизодов складывалась общая картина "битвы за Арктику". Как вынужден был признать один из видных военно-морских историков Германии Фридрих Руге в своей книге "Война на море 1939-1945", вышедшей в Германии в 1954 r., "гитлеровское командование не сумело обеспечить фланг своей армии от обстрелов с моря и прочим". Под последним имеется в виду доставка морем вооружения, техники и продовольствия.

Не секрет, что Северный морской путь играл значительную роль в стратегической переброске грузов с Востока на западный фронт. Фашисты отлично это понимали и стремились нарушить не только союзнические перевозки (конвои из Англии), но и внутренние. С этой целью и была спланирована операция "Вундерланд" ("Страна чудес"). Основной удар фашисты предполагали наносить по нашим конвоям в Карском море. В ней участвовали подводные лодки "U-601", "U-251", "U-255", кроме того, к проливам Карские ворота и Маточкин шар вышли еще две субмарины "U-209" и "U-456". Получив в августе 1942 г. (союзные конвои к этому времени перестали ходить), разведданные о выходе через Берингов пролив на трассу Севморпути большой группы советских транспортов с ледоколами, фашисты решили атаковать их в Карском море. С этой целью противник первоначально планировал использовать два тяжелых крейсера, но затем решил послать один - "Адмирал Шеер", вместе с подводными лодками, названными выше. Эти же лодки должны были обеспечить рейдер данными о состоянии погоды и льда в Карском море.

Обогнув мыс Желания (север Новой Земли), рейдер проник в Карское море и здесь встретился с подводными лодками

"U-601" и "U-251". Получив от них необходимую информацию о состоянии льдов в Арктике, он проследовал к проливу Вилькицкого. Но советские суда и ледоколы задержались на переходе в море Лаптевых, и "Адмирал Шеер" не смог их обнаружить. Повернув на обратный курс, он направился к Диксону, чтобы уничтожить на острове радиостанцию и порт, но, встретив здесь достойный отпор, вынужден был ретироваться. Операция "Вундерланд" не состоялась.

ПОЕДИНОК

Летом 1942 г. расширился район действий вражеских подлодок. Одновременно в море отмечалось до 12 сумбарин. Они стали появляться в юго-восточной части Баренцева моря, у побережья Новой Земли и в Карском море. Фашистские подводники не только охотились за ледоколами и транспортами, но и подвергали артобстрелам полярные станции и прибрежные поселки, занимаясь чисто пиратскими действиями.

Такая активность вражеских подводных лодок на явном удалении от норвежских баз не могла не озадачить командование Северного флота. Предпринимались оперативные действия, усиливались противолодочные плавсредства в этих районах. В августе 1945 г. было решено послать туда подводные лодки. Первой к Новой Земле 7 августа вышла "С-101" под командованием капитан-лейтенанта Евгения Трофимова. Находясь у мыса Желания, Трофимов в 10 час. 20 мин. 28 августа получил доклад гидроакустика:

- Слева двадцать градусов шумы винтов подводной лодки!

Трофимов поднял перископ, но ничего увидеть не удалось - шел снежный заряд. Через некоторое время, опять подняв перископ, он на расстоянии 40-50 кабельтовых распознал характерные очертания рубки вражеской подлодки. В 10 час. 50 мин. "С-101" произвела залп тремя торпедамии из носовых торпедных аппаратов с дистанции 6 кабельтовых. Спустя 50 сек. над морем прогрохотал мощный взрыв, по-видимому, на подлодке противника сдетонировал боезапас. 2 сентября "С-101" пришла в базу. Вскоре выяснилось, что она потопила новейшую немецкую субмарину "U-639", возвращавшуюся от устья реки Обь после постановки там в ночь на 18 августа мин. Всего одиннадцать месяцев находилась

"U-639" в составе германского флота. Это был первый случай успешного использования подводных лодок Северного флота в противолодочных целях.

СУБМАРИНЫ ПРЯЧУТСЯ В ГРОТЕ

Но куда же возвращалась "U-639" после выполнения своего задания? До Норвегии было далеко. Только после войны была раскрыта тайна островов архипелага Земли Франца-Иосифа, который фашисты использовали "на всю катушку".

Об этом и сейчас трудно найти какие-то подробные материалы, за исключением упоминаний у некоторых авторов. Из них вырисовывается следующая картина. Для обеспечения действий своих подводных лодок, проникавших в Карское море, в 1942 г. противник оборудовал в проливе Кембридж, на побережье острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), тайную полярную станцию, которая просуществовала до мая 1944 года. На этой тайной базе фашистские подводные лодки, действовавшие в Карском море, заряжали аккумуляторы, ремонтировались, экипажи их отдыхали и перед выходом в море получали последние разведывательные данные об обстановке.

Писатель-маринист и историк Виталий Гузанов рассказывал мне, что один из его друзей, командир тральщика, сам ходил на эту "базу", видел ее собственными глазами и восхищался немецким "орднунгом" (порядком). База располагалась в гроте, куда одновременно могли заходить две подлодки. У одного причала был торпедный и минный арсенал, у другого - ремонтные мастерские. Сверху все выглядело как совершенно заурядное, ничем не примечательное место. Вот почему авиация и не могла ничего обнаружить. Все грузы туда доставлялись, по-видимому, "дойными коровами" - специальный немецкий термин для транспортных подлодок.

Но не только в этих целях использовался архипелаг. На нем были и метеорологические тайные станции немцев. Погодный фактор один из важнейших

в Арктике. На острова в 1943-1944 гг. доставлялись метеорологические отряды с аппаратурой. Эта операция получила название "Кладоискатель". Место ее проведения - западная часть архипелага Земля Франца-Иосифа. Отряды были доставлены в сентябре 1943 г. пароходом "Кединген", а часть снаряжения перебрасывалась и самолетами. Но тут случился казус: весной 1944 г. почти все участники экспедиции заболели трихинеллезом из-за употребления в пищу медвежатины, и были досрочно эвакуированы самолетом. Значит, на островах были и посадочные площадки.

Я специально не коснулся в этих заметках героических действий Северного флота. Надеюсь, ясно и так, что при столь серьезном внимании врага к операционной зоне флота - а это весь полярный район страны, - нашим морякам приходилось нелегко. Тем более обидно, что при возрастающем внимании к этому району иностранных государств, наши политики считают его чуть ли не обузой. Еще раз повторю: прошлое настоятельно заставляет задуматься о будущем.

Сообщение отредактировал NashorN - Среда, 19.01.2011, 14:34
 
Форум » Исторический клуб » Под покровом истории » Война в Арктике (Операции «Вундерланд» и «Прыжок кошки»)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright war-game © 2009-2019 | Сайт управляется системой uCoz