Уния - очень эффективный инструмент экспансии. Особенно в дополнении "Великие династии"
Механизм прост: каждый раз, когда умирает правитель, есть шанс, что младший партнер присоединиться к старшему. Увеличить шансы можно удержанием отношений на +200 и высоким престижем. Если вы младший партнер, то отношения следует портить. Плюсы унии:
1) К унии можно принудить государство гораздо большее, нежели в случае с вассалитетом.
2) После присоединения на ВСЕ новые провы даются щиты (т. е. они становятся национальными).
3) За один раз можно присоединить несколько униатов.
4) Унию можно снять военным путем только в случае соответствующего повода к войне.
5) ББ не влияет на шансы на присоединение.
Минусы:
1) Чтобы сохранять унию, нужно держать высокие отношения с гос-вом (следовательно тратить на это деньги).
2) В случае регентства, все унии распадаются.
3) Вы не можете предугадать, когда состоится присоединение (и кого).
4) В новых патчах униаты захватывают провы не для вас, а для себя (могу ошибаться - не играл на новых патчах).
Плюсы вассалитета:
1) Вы можете выбирать, кого присоединять, а кого - нет. Вассалам удобно "скармливать" бедные провинции.
2) Вы сами выбираете время, когда хотите присоединить вассала и видите шансы на это.
3) Вассалы захватывают провы для вас.
Минусы вассалитета:
1) При неудачной попытке присоединения приходится тратить деньги на восстановление отношений.
2) При удачной/неудачной попытке портятся отношения с остальными вассалами.
3) При удачной попытке падает централизация (в новых патчах стабильность).
4) После каждой удачной попытки нужно ждать 10 лет. Щиты не даются. Большой риск восстания.
5) Вассала могут освободить военным путем.
6) ББ очень сильно влияет на шансы присоединения.