Итак, после перевода и компиляции мини-мануала по Advanced Tactics, вкусив, таскаать, форумного творчества, решил дописать AAR для дальнейшего соблазнения форумных камрадов в сторону АТ
Партия была сыграна где-то неделю назад на маленькой (30х30) карте против усиленного (AI+) компьютера. Это значит, что производить он будет ровно в два раза больше меня - в деревеньке будут работать на 1000 трудочасов, в столице - аж на 20000
Но так интереснее. Карту выбрал с чутком моря, и удвоенной ценой исследований, но с полным кругом технологии первого уровня - от легких танков до авиатранспортов - хотелось разнообразия, и избежать первых битв "солдаты на грузовиках против таких же солдат на грузовиках". Сразу убью интригу - я победил, о цене же победы промолчим, дабы сохранить хоть какое-то подобие этой самой интриги. Скринов во время игры я делал не особо много (особенно в начале), поэтому иногда буду использовать запись с сохраненной "победой", чтобы иллюстрировать местность. Такое скудное визуальное оформление начала игры обусловлено моей забывчивостью - я забыл поставить галочку напротив Screenshots перед началом игры, и АТ не сохраняла скрины начала и конца хода. Полезнейшая функция, кстати.
Все впечатления о противнике и своих действиях оставляю в неприкосновенности - они будут меняться от хода к ходу, по мере получения новой информации. Я лишь приукрасил слог тут да там, и объяснил свои действия там, где посчитал нужным
Advanced Tactics - абстрактный варгейм, поэтому никакого подражания историческому стилю той эпохи не будет. Сферический конь в вакууме, и в вакууме... тово.... сферический
В целом, ААР уже написан, надо лишь снабдить его наглядными скринами, и отформатировать текст для удобочитаемости. Всего частей будет три. Первая - ниже.
Карта с пояснениями. Розовым обозначено откуда и куда я десантировался.
1 ход.
С картой "повезло". Мало того, что компьютер производит в два раза больше меня, так у него под носом есть город, и ещё один город на явно "спорной" территории в океане. Но этот "островной" имеет 5 тысяч трудочасов, в то время как его - 2 тысячи (ну, и плюс две тысячи "усиления
), поэтому его-то как раз терять мне не хочется. Придется несладко, и выезжать будем на мозгах
В центре карты обнаружился густой лес. Учитывая, что он примерно на равном расстоянии от нас, бои завяжутся именно в нем, поэтому пора начинать производить грузовики, и солдат с пистолетами-пулеметами. В лесах от автомашин толку мало, но штабу они нужны как воздух - для раздачи пополнений. Флот решил не развивать вообще - у компьютера слишком сильный перевес в производстве+портовая столица, поэтому мои корабли будут сметены моментально. Упор сделаю на авиацию.
Дорога на юг, к центру карты, одна, так что создавать дополнительные штабы для распределения между ними территории нет смысла. С первого же хода заказываю транспортный самолет и пять парашютистов - они захватят остров. Моя ВГК станет и фронтовым штабом. Смысла в разветвленной штабной иерархии на такой карте не вижу.
2 ход.
Одного транспорта мне хватит, и десяти парашютистов к нему - тоже (больше транспорт всё равноза раз не поднимет). В конце хода я перемещу транспорт в свежезахваченную деревеньку, и создам там отделение десантников. На следующий ход они будут готовы к высадке. Теперь ПТО - со стрелками в лесах мои пистопулеметчики справятся, а вот с танками уже вряд ли, поэтому нужно заранее озаботиться орудиями. В начале игры дорог каждый ход, и каждого юнита персонально хлопаешь по плечу и жмешь руку - извечная проблема мелких масштабов, где дорог каждый солдат, а потеря грузовика - трагедия. На следующем ходу буду массово штамповать инженеров для строительства УРов или на перешейке до леса, заставляя врага каждый раз проходить весь глубокий массив, или же около самого леса к югу, отхватив себе немножко лишней территории. Компьютер тормозит, спотыкается и далеко от столицы не ушел. Может быть он сейчас готовит десант на остров? Потенциал ему позволяет, а противопоставить ему что-то, кроме парашютистов я пока не могу.
3 ход.
Высадил парашютистов, и мысленно распрощался с транспортником - больше он на такой маленькой карте не нужен. Да, я буду его терзать в авиаразведке, но это уже участь приговоренного к смерти - рано или поздно этот самолет будет сбит. Приближаюсь к лесу. Компьютер жестко тормозит, но это обманчивое впечатление - сил у него будь здоров
С 4 по 7 ход
Экспансия продолжается. 80 инженеров построены, теперь они каждый ход могут строить укрепление. Переоценил компьютера - я легко захватил лес, пройдя его на грузовиках по лесным дорогам. Видимо битвы будут на полях, где эфективны танки, на которые и переключаю производство. Пистопулеметы будут держать оборону на западной опушке леса, у моря. Дальность стрельбы (сиречь инициатива) у них не ахти, но не на полях же их держать. Наконец нашел компьютера - он высадился на маленьком островке около моего большого, и захватил там деревню. Значит скоро будет и у меня, надо срочно создавать гарнизоны для портовых деревень острова. Расширяюсь на острове. Создал там штаб, и подчинил ему город и деревни - теперь остров самодостаточен, и вся продукция может не пересекать опасный океан.
8 ход
Первые потери. От авиации. Неожиданно, да. И сразу три истребителя. Ладно, будем строить ПВО, и копить кулак из истребителей для завоевания господства в воздухе в далееееком будущем. Если компьютер перепроизводит самолеты, значит у него слабые сухопутные силы, хотя утешение это слабое.
9 ход
Окапываюсь, строю фортификации к юго-востоку от леса, и продолжаю экспансию на юг. Произвожу танки на материке, самолеты на острове. Решение вызвано тем, что сухопутные силы, произведенные на острове надо как-то переправлять на материк, а сильный флот противника (портовая столица - это не хухры-мухры) будет много перехватывать. Самолеты же можно формировать в эскадрильи прямо на острове, и на материк они будут переправляться сами, благо мобильность позволяет им долетать до горного хребта в центре карты. Только сейчас заказал зенитки - появились свободные средства. Буду снабжать ими войска "через одного" - каждая зенитка защищает и свою клетку, и каждую соседнюю. Более того, она небесполезна и в наземном бою, пусть и не так хороша, как специализированные орудия. Грядет первое серьезное столкновение с противником. Возможно мне удастся отрезать его силы, ударив по шоссе к югу-западу, и, дойдя до гор, закрепиться там. Сил мало, но, может быть, стоит попробовать? Посмотрим - план пока в стадии разработки
На скрине - двумя пронумерованными красными кружкам обведены два укрепления, построенные инженерами - начало моей замысляемой тогда "линии Мажино", на которой можно будет закрепиться "в случАе чаво". Они расположены таким странным образом, потому что в прошлый ход инженер дошел только до клетки, где расположено укрепление №1, и я решил "надо построить хоть что-нибудь, авось пригодится", благо были и лишние РР и инженерные очки. Лишь на следующий ход инженеры дошли до более тактически понятной клетки, и возвели там укрепление №2. Юнит, обведенный желтым кружком был послан на юг, чтобы послужить заслоном против экспансии противника. Если посмотреть на миникарту (справа-сверху), то видно, что перешеек к восточному полусотрову достаточно узкий, и там можно задержаться ненадолго. Так и получилось. Несмотря на то, что я быстро вывел войска из южного леса, я долго владел деревенькой под белым кругом, и ещё одной - на востоке, у края карты. также обратите внимание, как мало у меня и противника войск на севере, на равнине. Игра только начинается
10 ход.
Судя по кол-ву бронемашин (аж пять штук в одном подразделении), обнаруженных в южном лесу, все с наземными силами у компьютера в порядке, так что излишней дури в планах необходимо избегать
Я концентрирую силы на юге большой равнины, он - на севере. Уверен, мои орлы в лесах продержатся пару ходов - я передал им пару ПТО, зенитку и взвод солдат. Наступление назначено на следующий ход, и его масштабы резко снижены - учитывая то, что производить противник может много всякой всячины, бросать войска в неведомую даль очень не хочется.
11 ход.
Противник лишь подтянул силы, не атаковав. Мои подвижные соединения, без боя просочившись между вражескими частями (фронта пока ещё нет - дыры между подразделениями огромны - по две-три клетки),перешли в атаку. Уничтожен небольшой отряд противника, попавший в котел. Потери минимальны
Каждый нащ отряд максимально мобилен, плюс, каждому придан танк, который в начале игры дефицит
12 ход.
Используя все подвижные силы окружил небольшую группу противника. Добивать будем потом
Наступление остановилось,ибо надо "переварить" вражеские части, чтобы они не ударили в тыл - специализированных "чистильщиков" у меня пока нет, и в планах я крайне аккуратен - если перережут снабжение и потрепят хоть одно подразделение, у меня даже нет достаточного кол-ва грузовиков, чтобы вытащить его стратегическим трансфером, и потери будут ужасными (в процентном отношении к общим моим силам). Постоянно создаются новые части, инженеры создают линию обороны.
Пояснения к скрину. Белым обведены окруженные войска. Они невелики, и не так уж сильны после окружения, однако в полной боеготовности они представляют серьезную силу, поэтому добить их надо сейчас, пока на выручку не подошли остальные войска компьютера, рассредоточенные по равнине. Желтым обведено подразделение "подрезанное" мной на этом же ходу. Я провел городской гарнизон маршрутом, указанным желтыми стрелками. Хотя подразделение в своем ходу обязательно отступит к своим, но на один ход оно снабжения лишено, плюс, сам факт отступления столь сильного отряда мне в радость
Мелочь, а приятно. Бледно-розовым, кстати, обведен участок, где компьютер проделал со мной похожий маневр - он въехал в лес и тут же выехал. В результате маленький кусочек дороги теперь считается его территорией, а, следовательно, вся дорога для меня - перерезана. Если бы это была единственная дорога к моим войскам где-нибудь в горах, мне пришлось бы худо, но тут есть альтернативные пути снабжения, и всё веселее
13 ход.
На своем ходу вражеские войска предприняли попытку вырваться из окружения, но слишком поздно - пленных брать было не велено, и их отбили. Компьютер столько потерял в безуспешной атаке, что маленький котел ликвидирован уже на этом ходу. Опыт наших войск растет, но вражеским ордам не видно конца. Однако скоро будет достроена линия укреплений, которая позволит, в случае необходимости, закрепится на ней, и устроить позиционные бои в стиле Первой Мировой, перемалывая превосходящие силы противника. Однако в таком случае понадобится много артиллерии и пулеметов. Решение нужно принимать сейчас, но если начать строить артиллерию, то это крест на всех моих планах по мобильной войне - придется отказаться от мобильных войск, в которые я вкладываюсь без остатка каждый ход, и долго изматывать врага, с очень призрачной надеждой победить в позиционном противостоянии противника, который имеет преимущество в производстве. Принято компромиссное (читай - половинчатое
) решение - "страховочную" линию обороны с гарнизонами строить, но и от пр-ва танков не отказываться. Я готов рискнуть - моя столица недалеко, проблем со снабжением нет, и, думаю, что смогу продержаться в укреплениях даже неудобными для этого танками с мотопехотой, пока за два-три хода не будут сделаны пулеметы и пушки.
14 ход.
Сильный авианалет, с последующими атаками на юге. Наступление отбито, но с тяжелыми для меня потерями. Как гласит анекдот - "концепция изменилась" - учитывая превосходство противника в производстве войск, необходимо его измотать. Продолжается строительство танков, новых подразделений и укреплений. Укрепления заполняются чем попало - компьютер усилил натиск. Постепенно формируется более-менее устойчивый фронт. Скринов до семнадцатого хода нет, но, в принципе, тогда не происходило ничего наглядного.
15 ход.
Вражеские части, вырвавшиеся вперед отбиты. Авиация переброшена на континент. Начато масштабное производство ПВО для защиты мобильных частей и фортификаций. Это "выбор бедного" - авиация лучше из-за мобильности, возможности быстрого сосредоточения на направлении главного удара, да вообще - господство в воздухе вещь вообще крайне полезная. Однако потери от авиации становятся серьезными, и войскам нужна защита. Пока что я методично создаю по одному истребителю и одному пикировщику на острове, и формирую их в ударный авиаполк. Кол-во истребителей поддержки гарантирует штурмовикам надежное прикрытие.
16 ход.
Противник скапливает силы на севере, у леса. Нашей авиацией там уничтожено скопление бронетехники. Если концентрация сил на севере будет продолжаться, я с боями отступлю в глубь леса, и отрежу вошедшего в лес противника быстрым танковым ударом вдоль западной кромки лесмассива.
17 ход.
Производится переформирование наземных сил. Танки и минометы из частей, несущих гарнизонную службу в укреплениях изымаются, вместо бронетехники им передаются зенитные орудия. На следующем ходу гарнизоны будут пополнены пехотой, которая лучше умеет использовать укрепления, а танки я буду использовать в атаке. Этот ход мы будем уязвимы, но времени на постепенное реформирование нет - я готовлю прорыв и окружение северной группировки противника, а через несколько ходов обстановка может изменится.
В зазор между моим лесным гарнизоном и морем проник неболшой отряд компьютера. Глупость, конечно, оставлять зазор, через который меня можно окружить, но лес крайне затрудняет снабжение, и я всегда могу отрезать силы противника, попытавшиеся это окружение "провернуть". Однако что я совершенно забыл (!!!), так это то, что моя деревенька на севере леса совершенно не охраняется! Этой моей глупостью компьютер обязан воспользоваться. Во избежания дальнейших косяков "зазор" был мгновенно забит свежим подразделением, предназначавшимся, изначально, для ликвидации зазора на юге. Но юг гораздо более "защитим" - у меня есть танки, которые вполне могут пойти в контратаку на равнине. Логичнее всего, конечно, было бы послать это пополнение в саму деревню, но я накосячил с решением ещё раз - нисходящая спираль ошибок в лучшем виде
Пояснения к скрину. Белым обведен просочившийся отряд бронемашин с пехотой. "Дырка" уже заткнута. Обратите внимание на более-менее устоявшуюся линию оборону. Из-за многих подразделений "выглядывают" очертания укреплений, на которых они расположены. Целиком "линия Мажино" будет достроена к двадцатому ходу
18 ход.
На западном фронте без перемен
Гарнизоны насыщены войсками, следующий ход можно посвятить формированию подвижных частей.
19 ход.
На следующий ход начну отступление на севере, открывая противнику проход в лес. Формирую несколько мощных подразделений для прорыва и обхвата. Авиационный полк также пополняется каждый ход. Опасаюсь нападения на остров - на море о компьютере ни слуху, ни духу. Похоже на затишье перед бурей. Но выделить силы для обороны острова нет никакой возможности - небольшие гарнизоны в портовых городах - вот и все, на что хватает сил, остальные мощности отданы строительству одного истребителя, и одного пикировщика в ход. Кстати, поясню - решил строить смешанную авиацию из-за пассивности ВВС компьютера. Да, поначалу он сильно меня трепал, уничтожая по одному-два танка за свой ход пикировщиками. Но после строительства и насыщения войск ПВО, весь его запал сошел на нет - и мои зенитки пару самолетов сбили, и эффективность бомбометания снизилась, и самолеты были куда-то переброшены. Под спойлером - причина такого "авиационного затишься".
За неимением другого, скриншот использую от 22 хода! Как видите, отступление уже произошло. Войска отошли с "белых рубежей" на юго-восток, заняв лесную дорогу. Противник должен "проглотить приманку", пойдя по желтому маршруту вглубь леса. Мои войска, скопившись на клетке, обведенной красным, должны за один-два хода окружить группировку в лесу, ударив вдоль фронта, и закрепиться в деревне, обведенной фиолетовым кругом. Крайне важным, по моему тогдашнему плану, было то, чтобы деревня была или незанята, или занята слабыми войсками, дабы я мог её сходу занять и закрепиться
20 ход
Решил перестраховаться, и зачистить деревеньку на севере, которую захватили бронемашины компьютера - если в окружение попадет штаб противника, то он сможет получать снабжение из лесной деревни, и ликвидация котла затянется. Отход в лес откладывается. Линия укреплений полностью закончена.
21 ход. Вражеские войска предприняли попытку прорыва на севере. Безуспешно - они были отбиты с большими для них потерями :). Зачистил деревню, отвожу войска в лес. Продолжение следует 